Топ-100
Пермь
Это Ваш город?
+7 (342) 255 44 99
Меню
16.08.2024

Какие проблемы существуют у современных школьников в контексте профессионального самоопределения. Какие базовые вы видите?

Базовых, которые я вижу, три.

  1. Первая, ключевая базовая — это незнание себя. У нас система образования во многом зашла в тупик. Системе нужны послушные удобные дети, которые слушаются взрослых и не прислушиваются к собственным потребностям. Изначально, с детского сада, с яслей, у детей отбивают желание чего-то хотеть. Потому что они в любом случае - нравится им это или нет, — добровольно или принудительно - исполняют волю взрослых. Поэтому к подростковому возрасту, когда наступает момент самоопределения, они уже не умеют ни слушать себя, ни вообще хоть как-то себя учитывать. Даже наоборот: если вдруг они начинают слушать себя, то испытывают при этом чувство вины, чувствуют себя “плохими”. Их к этому приучили. Получается, что до момента самоопределения их заставляют слушаться взрослых. А потом у взрослых в голове происходит щелчок: “Всё, дальше сам”. Дети к этому не готовы. Они не понимают, что от них требуется. Они привыкли, что за них все решают, от них ничего не зависит, их мнение ничего не значит. Это глобальная проблема. На мой взгляд, такие центры, как центр “Современное образование”, создают общее информационное пространство для детей, родителей и педагогов, потому что этот вопрос можно решить только сообща.
  2. Вторая причина того, что дети не знают, чего они хотят, - это низкая информированность. Эти две причины между собой связаны: у послушных детей отсутствует критическое мышление. Все, что исходит от авторитетного взрослого, они принимают на веру как аксиому, не требующую доказательств, и привыкают к этому. Как следствие, любого рода информация, которая к ним поступает, начинает восприниматься как истина в последней инстанции. Они не пытаются ее анализировать. Например, если в интернете написано, что быть психологом плохо, все психологи - “инфоцыгане”, они никому ничем не могут помочь, это просто “развод на деньги” - для них это значит “Да, так оно и есть. Психология — полная чушь!” Всё, у них клише сформировалось, и ничего об этом они больше знать не хотят. Точно такие же случайные стереотипы есть относительно всех профессий. Любой мусор из информационного пространства, который попал им в голову, становится для них истиной! Вот и получается, что у них нет потребности что-то об этом узнать, потому что ниша занята - есть чувство, что “я уже знаю об этом”. Но правильно мое знание или оно ложно? Критичности в этом нет, поэтому информированность о мире в целом - низкая и недостоверная, в том числе, о мире профессий.
  3. Третья огромная проблема - незнание себя: кто ты и зачем ты? Какие твои сильные стороны, а какие - слабые? Что тебе нравится, что - раздражает, а что категорически не интересно? Подростки не просто не знают себя, а будто даже боятся этого знания - вдруг в чем-то я “плохой”, и все об этом узнают? Мода на “крутость” и “успешный успех” заставляет их гоняться за “фантиками”: им важнее, как они выглядят в глазах окружающих, чем то, какие они на самом деле. На стремление соответствовать образам, навязанным соцсетями, рекламой, общественным мнением они тратят огромное количество сил и времени, и на “суть”, качественное наполнение себя у них просто не хватает ресурсов.

Мы понимаем, что вопрос про профориентацию наступает в определенном возрасте. Если у меня ребенок 13 лет? Вы наверное, скажете это рано.

Все дети разные. Если вы скажете, что вашему ребенку 8 или 9 лет, тогда действительно рано. И, если в этом нежном возрасте его направлять только в одну сторону и усиленно развивать только определенные качества, которые вам кажутся наиболее подходящими и перспективными - вы его обворовываете, лишаете других возможностей. Ребенку крайне сложно противостоять взрослому человеку.

Некоторые дети к 13 годам уже имеют ярко выраженную направленность.

Эти дети за себя уже знают: “Математика мне дается легче, и мне это интересно”.

В таком случае профдиагностика уже имеет смысл.

Если же говорить в целом, то профориентация непрерывно связана с самосознание - с тем, что человек сам о себе думает. Эта часть личности у кого-то вызревает в 13, у кого-то в 14, у кого-то в 15 лет. Во многом это зависит от гормонального статуса ребенка, от его индивидуальных психофизиологических особенностей. Каждый “созревает” в свое время - не стоит никого без необходимости торопить.

А если до 13 лет, до пубертата? Это только склонность к чему-то, ему это нравится делать, но не факт, что это будет его потенциальной работой?

Да, это завязано на биологии, на гормонах. До этого возраста самосознания как такового нет, и говорить о какой-то профессиональной направленности мы не можем. Мы можем говорить о задатках - но для качественной профориентации этого мало. Профориентация учитывает задатки, индивидуальные особенности и склонности.

Например, у ребенка есть задатки лидера или хорошего коммуникатора. Но случилось так, что еще в садике он попал в агрессивную среду авторитарного взрослого: “Посиди, помолчи, послушай других. Тебя никто не спрашивал!” - и т.д. То есть ему уже просто “настучали” по всем органам, которые отвечают за коммуникацию и лидерство, в том числе по мозгу, да так, что к 13 годам он - совершенно замкнутый человек. И без длительной работы с психотерапевтом ему это не преодолеть. Уже учитывая эти особенности, например, я ему могу рекомендовать быть сценаристом или составлять договоры или быть ивент-менеджером. Поскольку его коммуникационные задатки и склонности - это не обязательно устная речь. Вполне может быть развита письменная речь, и реализовать её можно в предложенных сценариях.

То есть задатки задатками, а во что они выльются через тот социальный опыт, который у него накоплен к 13 годам, - это большой вопрос. Поэтому ранняя диагностика скорее вредна, чем полезна.

Профориентация проводится однократно, или она может проведена несколько раз?

Это тоже зависит от индивидуальных особенностей. У некоторых детей уже в 13 лет очень яркие показатели профессиональной направленности. Например, лидерство - по максимуму, навыки коммуникации - по максимуму. А вот интереса к ручному труду нет совсем - и тогда точно не надо работать руками. Получается, надо работать головой, языком. И если это так, то таким детям нет необходимости в повторной диагностике: такая яркая и чёткая картинка вряд ли существенно изменится.

А бывают дети, у которых все "посерединке". Это то, о чем я говорила: уровень самосознания очень низкий. Они делают (или не делают) все, что говорят им взрослые. Взрослый сказал больше заниматься математикой - он занимается математикой (или, из чувства противоречия, перестает ей заниматься совсем). Или взрослый сказал: "Сейчас тебе надо обратить внимание на иностранные языки". Есть склонности, нет склонностей - кого это интересует? Мама сказала “Надо!” - значит надо. Знаете, это как в анекдоте: ребенок гуляет на улице. Мама его зовет домой. Он спрашивает: “Мам, а я спать хочу или кушать?”

Таким детям надо проводить повторную диагностику уже ближе к выпуску для того, чтобы понять, в какую сторону их качнуло, как сформировалось их самосознание.

Получается, что у нас сейчас складывается картина: родитель настаивает, чтобы ребенок занимался какими-то определенными вещами, направляет его туда. Ребенок не хочет. Формируется глухой конфликт. Профориентация в таком конфликте будет решающим фактором в пользу родителей или в пользу ребенка?

Насколько родители и ребенок готовы слышать друг друга? Понимаете, я только эксперт, делаю срез. В моменте “здесь и сейчас”. И говорю: “У вашего ребенка вот такая и вот такая картина. Что вы с этим будете делать, Вы сами решаете. Мои рекомендации вот такие.”

Но я за взрослых родителей не могу решить, как им себя вести со своим ребенком, если они настаивают на своем и усугубляют конфликт. Это уже их родительская ответственность.

Давайте поразмышляем, к чему это может привести: у ребенка возникли разногласия с родителями на тему его профессионального будущего. Разногласия переросли в жесткий конфликт. У родителей “рычагов влияния” намного больше, и они победили: ребенок сдался и сказал: “Будь по-вашему. Отстаньте от меня! Хотите - буду!” К чему это приведёт?

Логично, что человек будет ненавидеть собственную профессию, чем то, чем он занимается, и в конце концов уйдет из профессии.

Хорошо, если просто уйдет из профессии. Вы сейчас очень правильно сказали. Потому что очень многие после такого слома перестают верить себе и в себя окончательно. И они тащат лямку “сбитого летчика” всю жизнь. Они считают себя неудачниками, тупыми бездарностями. Думают: “Кому-то дано. Мне - не дано”. А по факту все их провалы происходят только потому, что они пытаются реализоваться в деятельности, которая им совсем не свойственна.

Мне очень нравится сказкотерапия. Очень многие простые истины прописаны в сказках. Предположите, что гадкий утенок и дальше пытался бы стать уткой. Он ведь очень старался! И все равно плохая утка из него бы получилась, потому что он вообще не утка. Понимаете? Именно через вот этот подростковый бунт дети, наконец, начинают самоопределяться! Они не всегда похожи на своих родителей. У них могут быть абсолютно разные интересы и направленности - и это нормально. Ребенок не обязан быть “продолжением своих родителей”, он имеет право быть собой.

Жаль, что многим родителям это трудно принять. Поэтому задача родителей - не “лепить” из ребенка нечто себе подобное, а помогать и поддерживать ребенка, создавать ему условия для реализации именно его интересов.

Ещё важный момент. Родители - они же тоже не злодеи. Они просто живые люди, которые живут так, как понимают. Сейчас мир нестабилен, “турбулентен”, как модно говорить. Зачастую родители не могут контролировать собственную жизнь, и от этого им страшно. Они с трудом справляются со своими эмоциями. Чтобы обрести мнимую уверенность в себе, почувствовать “почву под ногами”, им нужно контролировать хотя бы что-то. И вдруг оказывается, что детей контролировать проще, чем себя. Они начинают устанавливать для детей жесткие рамки, и это создает иллюзию “я управляю процессом”. Но именно иллюзию! Потому что свою почву под ногами они не обретают. Они просто начинают проживать жизнь ребенка вместо него.

И это тоже очень похоже на народную сказку про зайца и лисицу: у зайца избушка лубяная, у лисы - ледяная. Если лиса заняла избушку зайчика - бедняге деваться уже некуда. Если родители взяли на себя полный контроль и ответственность за жизнь ребенка - ребенок не может быть ответственным. И он не будет ни осознанным, ни сознательным в своей жизни. Он подчинится и будет плыть по течению. Со временем, когда он окончательно перестанет сопротивляться, ему неизбежно станет скучно. Тогда он уходит в гаджеты или “на улицу”. Ему в своей жизни не к чему стремиться и ничего не надо. Потому что он там ни на что не влияет - “избушка” занята.

Поэтому очень важно результаты профдиагностики обсуждать всем вместе - создавать общее видение и совместный план действий. Правда, на практике родители иногда говорят: “Вы всё ребенку расскажите. Я ему абсолютно доверяю”. А он не расскажет!

Это так не работает! На обсуждении результатов мы создаем единое информационное пространство. И крайне важно, чтобы и родители, и ребенок эту информацию получили из одних экспертных рук. Чтоб ребенок знал, что вы это знаете. А вы, в свою очередь, чтобы знали, что ребенок имеет представление о своих зонах роста и проблемах.

Потому что дальше предстоит решить, что с этой информацией делать. Не ЗА ребенка. Но и не бросать его с этим один на один. Только вместе.

Как профориентация решает проблему будущего? Ребенок пришел вам на профдиагностику. Она может повлиять на сдачу экзаменов ОГЭ, ЕГЭ и других контролей?

Безусловно, через осознанность и мотивацию. Когда ребенку говорят: “Твоя обязанность - хорошо учиться!” - это акцент на подчинение и процесс. “Тебе надо хорошо сдать экзамен. Конечно, он трудный. Конечно, предмет не самый интересный. Но ты должен!” Ребенок при таком подходе не понимает вообще, зачем все это надо. “Вам надо, вы делайте!” - начинается защита и протест.

А если он понимает, что “этот экзамен необходимо сдать вот для этого”, когда он видит “светлую цель” - куда ему реально хочется продвинуться, и путь к желаемому лежит через экзамен, тогда вопрос, “как я это сделаю”, становится техническим! Например, моя дочь (ей сейчас уже 20) не любила читать. Но она выяснила, что для поступления в нужный ей институт нужна литература. Хочешь? Хорошо! Но если ты сюда хочешь - литературу надо сдать. Да, большой объем информации. Да, нелюбовь с учителем литературы. Но ты сюда хочешь?

Не родитель за ребенка придумывает варианты и в ротик ему складывает (а тот отплевывается). Когда у ребенка появляется цель, то включается собственная поисковая система: “Как я это сделаю? Мне это надо!”

Да, она не любила читать. Она любит фотографировать. Но чтобы поступить на кинооператора, необходимо хорошо сдать литературу. И она ходила по городу, фотографировала, при этом установила сама себе программу с аудиокнигами и по пути наслушивала всю школьную программу. Она сама это придумала, и это - ее решение.

Хочешь? Делай! Не хочешь? Просто не станешь кинооператором - будешь кем-то другим. Я не хочу другим! Я хочу кинооператором! - Вот и отлично!

Препятствие становится техническим вопросом.

Наверное, это экономит деньги родителей?

Конечно. После профориентации не нужно “распыляться” на подготовку по всем предметам. Когда четко знаешь, какие знания пригодятся ребенку в будущем, знаешь, на чем концентрироваться, и ребенок замотивирован, то и репетитор потребуется не 2 раза в неделю, а 1 раз в неделю.Иили не репетитор, а групповые занятия - это дешевле. Когда появляется внутренняя мотивация у ребенка, тогда внешней мотивации в виде финансовых затрат, усилий родителей, принуждения, контроля становится гораздо меньше.

Соответственно, это влияет и на успешность сдачи экзамена. Меняется качество восприятия информации. Ведь если меня снаружи заставляют, пинают, родители платят - я хожу. “Ой, вам родители заплатили - ну и учите меня.” А когда я сама понимаю, для чего мне это надо - даже если я не поняла какой-то вопрос, но я знаю, что он мне может попасться в экзамене, я 10 раз догоню этого учителя и спрошу у него то, что меня интересует. Да, отношения не сложились, да, он подумает, что я тупая, но мне это надо.

Я, наверное, сейчас скажу общеизвестную вещь. По разным данным исследований, около 66% людей работает не по той профессии, которой учились.

Да. В сложившейся ситуации это логично. Как раз профориентация поможет решить эту проблему. В части каждого конкретного человека.

И вот смотрите, вот такое тоже как бы следующий шаг. Решить проблему принятия ответственности за свою жизнь и свой выбор.

Это сопутствующая цель. Поскольку через профориентацию мы параллельно решаем сразу несколько задач. И повышение учебной мотивации, и принятие ответственности за свою жизнь.

Если у ребенка выявлен, например, низкий уровень осознанности, низкий уровень самомотивации. Это обязательно будет указано как зоны роста.

И устно проговариваем: “Если вы над этим не поработаете - вам любая работа будет в тягость, и в любой сфере вы будете чувствовать себя уставшими и неуспешным”. Или: “Ты можешь поработать над этим. И тогда ты станешь руководителем, потому что у тебя отличные предпринимательские и лидерские задатки. А если вот над этим не поработаешь, то тебе светит только горизонтальная карьера. Да, ты будешь становиться все более крутым специалистом, но тебя всегда будет раздражать, что тобой командуют. У тебя этот недоразвитый лидер трансформируется в саботажника, который будет оспаривать и ставить под сомнение любое слово руководителя”.

Таким образом, мы проговариваем все возможные варианты развития событий: если работаешь - получаешь одно, если не работаешь - получаешь совсем другое. Выбор за тобой.

Ну и, соответственно, все это приводит к тому, что профориентация влияет на общечеловеческое счастье и успешность человека в жизни.

Результаты после профориентации всегда положительные, если судить по отзывам. Потому что то, что родители не готовы услышать от ребенка, они готовы услышать от специалиста. Во-первых, нормализуются отношения между родителями и детьми. Они перестают ссориться. Во-вторых, ребенок начинает понимать, для чего все это надо.

Многие дети настолько инфантильны, что вообще не связывают учебу и дальнейший уровень жизни. Они говорят: “Я не думаю об этом.” Для них хлеб растет в булочной. Они эту логическую цепочку не простраивают. Да, я хочу в будущем иметь много денег. Но это им кажется, что само собой разумеется - взрослые же имеют деньги. Значит, я вырасту, и деньги автоматически появятся. Они не прослеживают этот путь. А здесь вдруг этот путь появляется. И появляется гораздо больше шансов, что ребенок не будет ждать у моря погоды. Он понимает: “Мне надо что-то делать, помимо того, что я взрослею.” И он начинает делать. У него появляются результаты, появляется уверенность в себе. Соответственно, профориентация влияет на веру в себя и на становление взрослого человека из подростка.

Профориентационные тесты, насколько я знаю, существуют достаточно давно. Они разные, и здесь стоит вопрос о валидности этих тестов. Как понять тест на самом деле достоверный?

Именно поэтому нужно обращаться в профессиональные службы. В интернете много чего пишут про профориентацию. Сейчас многие выкладывают всё, что считают нужным. Платят за рекламу, это активно распространяется. Потому за достоверность того, что плавает в интернете, отвечать крайне сложно, да и проверить тоже. Любые сертификаты и лицензии сейчас можно нарисовать. Поэтому повторюсь: надо обращаться в профессиональные организации, такие как учебный центр “Современное образование” - с устойчивой репутацией и наработанными результатами. Прежде чем меня приняли туда на работу, посмотрели все, проверили мои дипломы, провели индивидуальное собеседование. И я отвечаю за результат своей работы - пользуюсь только проверенными и достоверными методиками. Я не гадаю ни на звездах, ни на кофейной гуще, ни на картах Таро.

У каждого человека есть выбор: пойти к бабке-травнице - может поможет, а может, и нет. А можно пойти к хорошему квалифицированному специалисту.

Однако даже самые проверенные и достоверные методики, на которых люди защитили диссертации, каждая в отдельности общей картины не дают. Мы с вами сегодня проговорили про много-много аспектов, потому что рассматриваем задатки, гибкие навыки, уровень интеллекта, ценностную структуру личности. Понимаете, чтобы выстроить оптимальный карьерный вектор, необходимо учесть много аспектов. Если взять какой-то один тест из интернета, даже достоверный, он подсветит только одну грань. Например, только задатки или только профессиональную направленность. И всё. Он не учитывает остальные аспекты. В моей подборке, помимо 5 тестов, использовано еще несколько проективных методик и около 20 сопутствующих вопросов на размышление. Они взаимодополняют друг друга, хорошо сочетаются друг с другом, и это индивидуальная подборка. Она дает объемную картинку - не плоское изображение. Исходя из этой объемной картинки, безусловно, можно сделать более достоверные выводы про человека, нежели просто от одного теста.

Мы с вами видим, что за последние года 3 произошел всплеск различных новых профессий, направлений. Учитывают ли тесты по профориентации изменения в профессиональном ландшафте, появление новых профессий, новых направлений?

Безусловно, но это опять же работа профконсультанта. Профессии в мире около 50 000. Каждый год около 500 новых появляется и около 500 теряет свою актуальность, уходит с рынка труда. Специалисты, которые этим занимаются, тенденции рынка отслеживают. Это похоже на инвестиционный рынок: не разобравшись в нем, можно потерять много денег и упустить прекрасные возможности. И эта информация, которую профессионально отслеживают профконсультанты. Безусловно, не будучи специалистом, можно потратить месяц на изучение тенденций. Но тоже не факт, что вам попадется достоверная информация.

Существуют специальные профессиональные инструменты, которые используют профориентологи.

Исходя из того, что профориентацию можно проходить начиная с 13-14 лет, у нас есть два года, за которые нам нужно успеть разобраться, что нравится, что не нравится - и попробовать.

На самом деле, это очень короткий период времени с учетом того, что у ребенка все равно есть общая обязательная программа, от которой отказаться не получится. Но это те 2 года, которые повлияют на будущее ребенка.



Итак, подведем итоги. Как проходит встреча и какой результат получают на руки ребенок и родители после профориентации в “Современном образовании”?

На встрече с ребенком мы обязательно видим и слышим друг друга. Живой контакт, вопросы, ответы - важно не только то, что ребенок говорит, а как он это делает, как взаимодействует, как понимает инструкции и т.д.

Во время встречи ребенок выполняет тестовые задания - очень важно, чтобы мнение эксперта было не субъективно, а “оцифровано”. При этом ребенок делает это не самостоятельно, а тоже под чутким руководством и наблюдением.

Наблюдение - метод, который дает до 50% информации. Потому что какой-то ребенок повышенно тревожен, и я делаю поправку на это. Какой-то ребенок нуждается в постоянном внимании и обратной связи, демонстративен - скорее всего, он артист разговорного жанра, и на это тоже нужно сделать поправочку. Все это я записываю себе в блокнот и использую при написании заключения.

Я системно собираю разностороннюю информацию о ребенке - именно для объемного видения его особенностей.

В заключении обязательно отражены интерпретации всех тестов, выделены зоны роста - над чем предстоит поработать, исходя из особенностей ребенка, максимально подходящие ему профессиональные сферы. И - отдельным пунктом - то, чем лично ему заниматься противопоказано.

Зоны роста обсуждаем подробно. Например, диагностика показала, что ребенок замкнут и искренне считает, что коммуникация с людьми ему не нужна. Тогда мы вместе обсуждаем, что коммуникация - это и диалог с работодателем. Как ты выстроишь взаимодействие, так тебе и заплатят. А еще это контакт с коллегами, ведь крупные проекты всегда делаются в команде. А еще она влияет на построение семьи и круга друзей. И если тебя некому поддержать, если нет поддерживающего окружения, нет близкого человека, идти по жизни тебе будет труднее. Даже воспитание детей — это коммуникация!

И через призму выбора профессии мы говорим, почему та или иная зона роста важна.

То есть я составляю комплексную целостную “картину мира” с точкой входа через профессию. В чем ты можешь быть максимально реализован?

Говоря о профессии, мы говорим про все аспекты взрослой жизни.

Поэтому просто получить заключение на руки и его прочитать или прийти на вторую встречу и получить развернутый комментарий к этому заключению - это две разные вещи.

Вторая встреча не менее важна, чем первая. Повторюсь: она создает общее информационное пространство для родителей и ребенка. У них появляется общее видение: к чему они идут и на чем фокусируют усилия. У них появляется информационный повод обсудить, какими путями они будут этого достигать.

Почему мне очень нравится работать с детьми? Именно с точки зрения профориентации, я не пытаюсь их - как пазл - куда-то подстроить. Я вижу прекрасную картину их возможностей и показываю, как они могут ее проявить в реальной жизни. Это очень здорово - видеть, как ребенок вдруг начинает чувствовать в себе Творца собственной жизни, который не должен оправдывать ничьих ожиданий, и что его реальность может оказаться в разы интереснее, чем он предполагал до встречи с тобой.

И последний вопрос. Хорошо, когда ты еще ребенок, у которого еще все впереди. А если к вам обратится взрослый - скажем, дяденька лет 35-36. И скажет: “Слушайте, я вообще не знаю, я занимаюсь тем, что я должен заниматься, или нет? Можно ли, допустим, провести профориентацию взрослого человека, такого человека, как я?”

Я отвечу: “Конечно!” Безусловно, детям проще, у них есть преференции. Но и для взрослых в центре “Современного образования” такая услуга есть. Взрослым предлагается другой набор тестовых методик. И, конечно, обязательно учитывается объективная ситуация взрослого человека: какое образование и какой опыт он уже получил, чем хочет продолжить пользоваться и т.д. Я понимаю, что взрослого, которому 35+, уже вряд ли стоит направлять на очное отделение вуза. И, скорее всего, у него есть определенные финансовые обязательства, которые хочешь или не хочешь, надо выполнять.

Но и со взрослыми несущая конструкция — это фокус внимания на самом человеке, а все остальное - “поправка на ветер”. Все остальное - просто факторы, которые надо учитывать, не упуская сути — самого человека.

Любовь Валерьевна, спасибо вам огромное за ваши ответы — это была потрясающая встреча! Думаю, что этот материал будет полезен для родителей и их детей, он позволит им стать счастливыми и успешными в жизни!



Уважаемые читатели, приглашаем вас на профориентационные встречи с психологами учебного центра “Современное образование”.


Записывайтесь по телефону +7 (342) 255 44 99 или на сайте https://edu-modern.ru/dlya-shkolnikov/profdiagnostika







Заглавное изображение от Freepik

Результаты наших учеников

Card image cap

выпускников получили желаемые баллы

6500+

Card image cap

высокобалльник каждый

3-ий

Card image cap

поступили на бюджет

92%

Card image cap

средний балл наших учеников

87

Наверх